«PRIMAVERA» — название выставки новосибирского художника Александра Косенкова в галерее «2 СУВОРОВА» выбрано не случайно. Помимо своей ярко выраженной «итальянистости» оно имеет несколько значений: весна, первоцвет и, в общем смысле, это расцвет, лучшая пора. Самое подходящее название для выставки, которая открывается весной, в преддверии лета. В нем слышится обещание будущих путешествий по городам и странам, ожидание новых впечатлений, новых открытий.
Новые открытия, новый свежий взгляд на самые обыденные вещи, способность увидеть необычное в обычном — это то, что отличает творчество Косенкова, и что легко улавливает даже самый неискушенный зритель. Все сюжеты его картин, будь то натюрморты, бытовые ситуации, «замыленные» туристические достопримечательности — все наполнено светом и радостью.
Интересно, что играя с очень прозаическими повседневными образами, художник превращает их в визуальные метафоры, сочетающие поэзию и юмор, находит пластические и колористические рифмы, простраивает композиционные ритмы.
Живопись Косенкова, если говорить на языке новокузнецкий реалий – это уникальный сплав, основанный на страстном переживании действительности, достигающем необходимых высоких температур. В творческую алхимию художника вовлекаются практически любые сюжет — вне каких-либо тематических иерархий. Равный художественный смысл могут иметь и забытый всеми степной полустанок и европейские пейзажи.
Автор создает особое напряжение между подчёркнуто прозаичными сюжетами картин и той цветовой и композиционной энергией, которая буквально пытается прорваться сквозь материальную ткань холста. Он сознательно проявляет выразительность, заложенную в пейзаже, которую остается лишь увидеть и почувствовать зрителю. Косенков не занимается срисовыванием пейзажа – он видит пространство-время, создает самодостаточный мир-в-себе, рассказывает историю. Она присутствует даже в, казалось бы, бессюжетных работах.
В этом особенность творчества Александра Косенкова: видя ежедневную жизнь, которая иному показалась бы обыденной и скучной, он видит архетипические черты мира, пластические формулы и цветовые гармонии, формальные и смысловые ритмы, выявляет локальный сюжет проживания общих тем бытия в заданном пейзаже.
Природа живописи Косенкова основана на густых и звучных замесах французского искусства и русского авангарда, на поэтике «Бубнового валета», на свободной живописности питерского романтического экспрессионизма, родившегося в среде ленинградского послевоенного андеграунда. Мы не выбираем место и время рождения, но можем затем найти и узнать себя. Еще в ранней молодости математик Косенков обнаружил себя художником. Черты питерского стиля в творчестве Косенкова привила художник Наталья Чижик, приехавшая из Ленинграда в новосибирский Академгородок. Молодой студиец Косенков, ее ученик, идентифицировал эти черты как свои. Уже в его ранних живописных работах ощущалось созвучие питерским «Митькам». После первой коллективной выставки в составе творческого «Объединения свободных художников имени «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина» в Петербурге, в легендарном месте, в зале на Пушкинской-10, Косенкова пригласили в Товарищество художников «Свободная культура». Почти одновременно он был принят и в Союз художников России.
С тех пор прошло несколько лет. Выставки Косенкова прошли не только в основных городах Сибири, но и в Москве, Петербурге, Бельгии, Германии, Финляндии. Только в прошедшем году его персональные выставки прошли в галерее «Кино» (Москва), музее «Эрарта» (СПб), Нью-Йорке, Цюрихе. В профессиональном багаже — участие в престижных выставках, конкурсах, фестивалях, например, в конкурсе «ArtPreview» (Москва).
Работы Александра находятся во многих государственных и частных коллекциях, в постоянных музейных экспозициях, в т.ч. в Новокузнецком художественном музее. Большая коллекция работ находится в музее «Эрарта» в Петербурге, на сегодняшний день крупнейшем российском музее современной живописи.
Культурная гравитация Петербурга неизбежно притягивает художника. Очень возможно, что «Primavera» — последняя выставка А.Косенкова в качестве сибирского живописца. Из сибирского свободного петербуржца ему предстоит стать петербургским сибиряком. Не думаем, что он забудет Сибирь, однако его работы будет существенно сложнее привозить.
«PRIMAVERA» — итог развития авторской темы, начатой еще в прошлом году в Москве и продолженной затем в Петербурге-Новосибирске-Новокузнецке. Для каждого города выставка создавалась своя оригинальная экспозиция, свое звучание. Например, для выставки в галерее «2 Суворова» были специально написаны несколько работ. После Новокузнецка выставка отправится в Цюрих.
Владимир Назанский
г.Новокузнецк
25 апреля 2012