Апрель — июнь 2012 «PRIMAVERA»

«PRIMAVERA» —  название выставки новосибирского художника Александра Косенкова  в галерее «2 СУВОРОВА» выбрано не случайно. Помимо своей ярко выраженной «итальянистости» оно имеет несколько значений:  весна, первоцвет и, в общем смысле, это расцвет, лучшая пора. Самое подходящее название для выставки, которая открывается весной, в преддверии лета. В нем слышится обещание будущих путешествий по городам и странам, ожидание новых впечатлений, новых открытий.

Новые открытия, новый свежий взгляд на самые обыденные вещи, способность увидеть  необычное в обычном — это то, что отличает творчество Косенкова, и что легко улавливает даже самый неискушенный зритель. Все сюжеты его картин, будь то натюрморты, бытовые ситуации, «замыленные» туристические достопримечательности — все наполнено светом и радостью.

Интересно, что играя с очень прозаическими  повседневными образами,  художник превращает их в визуальные метафоры, сочетающие поэзию и юмор, находит пластические и колористические  рифмы, простраивает композиционные ритмы. 

Живопись Косенкова, если говорить на языке новокузнецкий реалий – это уникальный сплав, основанный  на страстном переживании   действительности, достигающем необходимых высоких температур. В творческую алхимию художника вовлекаются практически любые сюжет — вне каких-либо тематических иерархий. Равный художественный смысл  могут иметь  и забытый всеми степной полустанок и европейские пейзажи.

 

Автор создает особое напряжение между подчёркнуто прозаичными сюжетами картин и той цветовой и композиционной энергией, которая буквально пытается прорваться сквозь материальную ткань холста. Он сознательно проявляет выразительность, заложенную в пейзаже, которую  остается лишь увидеть и почувствовать зрителю. Косенков не занимается срисовыванием пейзажа – он  видит пространство-время, создает самодостаточный мир-в-себе,  рассказывает историю. Она присутствует даже в, казалось бы, бессюжетных работах.

         В этом особенность творчества Александра Косенкова:  видя ежедневную жизнь, которая иному показалась бы обыденной и скучной, он видит архетипические черты мира, пластические формулы и цветовые гармонии, формальные и смысловые ритмы, выявляет локальный сюжет проживания общих тем бытия в заданном пейзаже.

Природа живописи Косенкова основана на густых и звучных замесах французского искусства и русского авангарда, на поэтике «Бубнового валета», на свободной живописности  питерского романтического экспрессионизма, родившегося в среде ленинградского послевоенного андеграунда.  Мы не выбираем место и время рождения, но можем затем найти и узнать себя. Еще в ранней молодости математик Косенков обнаружил себя художником. Черты питерского стиля в творчестве Косенкова привила художник Наталья Чижик, приехавшая из Ленинграда в новосибирский Академгородок.  Молодой студиец Косенков, ее ученик, идентифицировал эти черты как свои. Уже в его ранних живописных работах ощущалось созвучие питерским «Митькам». После первой коллективной выставки в составе творческого «Объединения свободных художников имени «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина» в Петербурге, в легендарном месте, в зале на  Пушкинской-10, Косенкова пригласили в Товарищество художников «Свободная культура». Почти одновременно он был принят и в Союз художников России. 

С тех пор прошло несколько лет. Выставки Косенкова прошли не только в основных городах Сибири, но и в Москве, Петербурге, Бельгии, Германии, Финляндии. Только в прошедшем году его персональные выставки прошли  в галерее «Кино» (Москва), музее «Эрарта» (СПб),  Нью-Йорке, Цюрихе. В профессиональном багаже — участие в престижных выставках, конкурсах, фестивалях, например, в конкурсе «ArtPreview» (Москва). 

Работы Александра находятся во многих государственных и частных коллекциях, в постоянных музейных экспозициях, в т.ч. в Новокузнецком художественном музее. Большая  коллекция  работ находится в музее «Эрарта» в Петербурге, на сегодняшний день крупнейшем российском музее современной живописи.

Культурная гравитация Петербурга неизбежно притягивает художника. Очень возможно, что «Primavera» — последняя  выставка А.Косенкова в качестве сибирского живописца.  Из сибирского свободного петербуржца ему предстоит стать петербургским сибиряком. Не думаем, что он забудет Сибирь, однако его работы будет существенно сложнее привозить.

«PRIMAVERA» — итог развития авторской темы, начатой еще в прошлом году в Москве и продолженной затем в Петербурге-Новосибирске-Новокузнецке. Для каждого города выставка создавалась своя оригинальная экспозиция,  свое звучание. Например, для выставки в галерее «2 Суворова» были специально написаны несколько работ. После Новокузнецка выставка отправится в Цюрих.

 

 

 

Владимир Назанский

 

г.Новокузнецк

25 апреля 2012

Пролистать наверх